Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – русский художник, живописец, график, теоретик искусства, писатель. Огромное значение для формирования уникального стиля мастера имели впечатления от московской и новгородской школы иконописи, живописи мастеров раннего Возрождения, произведений Матисса и французских символистов. Основные особенности творчества художника – обращение к духовно-нравственным проблемам, стремление к монументальности, использование локального цвета – складываются уже в 1910-е годы.
Одним из любимых жанров художника был натюрморт. Часто мастер использует определенный набор ценных, значимых для него предметов: письма, музыкальные инструменты, самовар с зеркальным боком, коробок спичек, яблоки, напоминавшие художнику о родных местах. Хвалынск, где он вырос, славился яблоневыми садами.
После революции, в 1917–1920 годах, художник особенно часто обращается к натюрмортам, они словно аккомпанируют большим картинам. «Розовый натюрморт» – один из самых красивых. Как и в других произведениях этого периода, в натюрморте с яблоневой веткой скрыто много символов и размышлений. Это отражение внутреннего мира художника, его представлений о красоте и гармонии мира. Стакан наполнен кристально чистой водой, плоды без единого пятнышка совершенны. Яблоневая ветвь парит в пространстве. Виднеющийся за краем стола лист с изображением Богоматери с ангелом помещен на голубом, небесном фоне. В то же время это рассказ о мире, наполненном драматическими коллизиями.
Все предметы на столе живут своей жизнью. Рассыпанные плоды почему-то не скатываются с наклонной поверхности. Плоскость стола не параллельна плоскости пола. Предметы видны одновременно сверху и сбоку. Возникает ощущение странного пространства, в котором все сместилось со своих мест. Выстраивая композицию, художник словно представляет изменившийся мир, в котором все сдвинулось с основ. И должно создаваться заново.