Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
Портрет С.Н.Андрониковой
1925
Размер - 81 x 65
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1944
Дар С.Н. Андрониковой-Гальперн. 1979
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – русский художник, живописец, график, теоретик искусства, писатель. Огромное значение для формирования уникального стиля мастера имели впечатления от московской и новгородской школы иконописи, живописи мастеров раннего Возрождения, произведений Матисса и французских символистов. Основные особенности – обращение к духовно-нравственным проблемам, стремление к монументальности, использование локального цвета – складываются в 1910-е годы.
Художник писал много автопортретов и портретов своих современников. В них звучат глубокие, сложные размышления о жизни человека, смысле человеческого присутствия на земле. Уже в ранних портретах Петров-Водкин использует особый прием: для выявления главных качеств и «отвлечения» от деталей он «укрупняет» лицо портретируемого (портреты А. Ахматовой (1922), С. Мстиславского (1929)).
Портрет С. Андрониковой написан Петровым-Водкиным в 1925 году во Франции во время творческой командировки. Художник не входил в круг близких друзей модели, портрет был заказным и находился в ее собрании около полувека. Лишь в 1979 году, незадолго до смерти, С. Андроникова подарила его Третьяковской галерее.
Княжна Саломея Николаевна Андроникова (Андроникашвили) – одна из самых блистательных женщин Серебряного века, родилась в Тифлисе в 1888 году. Ее отец – кахетинский князь, мать – родственница поэта А. Плещеева. В восемнадцать лет Саломея попадает в Петербург и выходит замуж за известного купца П. Андреева. В ее доме был литературный салон, где собирались поэты. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Илья Зданевич, Осип Мандельштам посвящали ей стихи. Брак с Андреевым вскоре распался. Андроникова возвращается в Тифлис, встречается с приемным сыном Горького Зиновием Пешковым и уезжает с ним в Париж. Там она рассталась с Пешковым, в 1925 году вышла замуж за адвоката А. Гальперна. В Париже она оставалась музой художников и поэтов. А. Яковлев, С. Чехонин, Б. Григорьев, З. Серебрякова писали ее портреты. Долгие годы Андроникова материально поддерживала Марину Цветаеву.
Саломея прожила во Франции до 1940 года, долго работала в журнале мод. Затем переехала с внуком в Америку, где ее муж работал при английском посольстве. Однако всю жизнь Андроникова сожалела, что вынуждена была покинуть Родину, это было для нее трагедией. «Главное осталось в России… И я прожила с мыслью, что живу без главного», – вспоминала она.