В эскизе панно «Жар-птица» через сказочный сюжет Петров-Водкин изобразил преображение простодушного деревенского парня в достойного рыцаря. В этой композиции он воплотил свою веру в то, что народ, пройдя через жестокие испытания революцией, обретет достоинство и благополучие. Он выйдет из затхлой атмосферы избы и безнадежного сидения на печи к жизни на вольном просторе. В акварельном эскизе − излюбленный колорит мастера: сочетание красного, желтого и голубого; и мотив зреющих на ветвях яблок, часто использованный им в произведениях 1917−1918 годов.
Массовое участие художников в оформлении октябрьских празднеств в 1918 году стало ярким проявлением настроений интеллигенции, принявшей пролетарскую революцию. Петров-Водкин с учениками, студентами Академии, осуществили оформление площади Мариинского театра (Театральной). Было сделано четыре огромных панно, убранство площади дополняли гирлянды белых и красных флагов.
Русь предстала на панно Петрова-Водкина уже не образами материнства и женственности, как в картинах недавних лет, но в своей мужской, мужицкой ипостаси − богатырской силой, способностью к авантюрному единоборству с судьбой, несущему героям русских сказок и удачу, и гибель, и славу.