Голова юноши. Рисунок для витража церкви в г. Бари
Патрон шедевра
Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
Голова юноши. Рисунок для витража церкви в г. Бари
1915
Размер - 34,7 x 21,7
Материал - бумага
Техника - акварель, кисть, перо, тушь
Инвентарный номер - РС-11429
Поступило из собрания Б.В. Эрнста. 1986
Ряд монументальных работ Кузьмы Петрова-Водкина середины 1910-х годов был связан с реставрационными работами и новыми архитектурными проектами А. Щусева (1873–1949). Акварельный эскиз «Голова юноши» был сделан для росписи в русской церкви Николая Мирликийского в городе Бари в Италии. Церковь по проекту Щусева была построена в 1914 году, росписи Петрова-Водкина осуществить не удалось из-за разразившейся войны.
В композиции, предназначенной для Италии, художник использовал мотивы ренессансной фресковой живописи: изобразил арку, в которую вписал голову персонажа, наметил пейзаж в глубине. В перовом рисунке, подцвеченном акварелью прежде всего поражает напряженное, экстатическое выражение лица юноши. Перед нами, возможно, образ идущего на казнь святого. Мы замечаем сложную мозаику четко разграниченных цветовых пятен. Это членение на отдельные цветовые фрагменты натолкнуло исследователей на предположение о том, что эскиз предназначался для витража.
Рисунок «Голова юноши» − произведение, наиболее свободное от иконописных канонов среди многих эскизов тех лет, созданных художником для храмов. Он полно выражает авторскую концепцию совершенного человека. Концепция эта не нова. Она идет от ренессансной живописи, глубоко прочувствованной мастером. Поддерживала эту философию и иконная традиция, с которой он напряженно работал в те годы.