Нестеров Михаил (1862-1942)
Портрет Е.С. Кругликовой
1938
Размер - 104 x 82,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24809
Поступило от Московской закупочной комиссии. 1939
Творчество Михаила Васильевича Нестерова сложилось в дореволюционный период. Он был известен прежде всего как мастер религиозной картины. Свой нравственный и эстетический идеал художник находил в православных подвижниках, людях, совершающих духовный подвиг. Много занимался монументальной живописью, росписями церквей.
В советское время работал в основном в жанре портрета. В 1930-е годы художник создает серию блестящих портретов представителей советской интеллигенции. М.В. Нестеров всегда был искренне взволнован творческой личностью моделей, своих героев выбирал сам и изображал их в труде, за делом жизни («Портрет И.П. Павлова», 1935; «Портрет В.И. Мухиной», 1940; «Портрет П.Д. и А.Д. Кориных», 1930; «Портрет хирурга С.С. Юдина», 1935).
Работая над портретом, М.В. Нестеров всегда старался подробно рассказать об изображаемом человеке. Для того чтобы раскрыть область его деятельности или особые черты личности, художник тщательно продумывал композицию картины, позу портретируемого, расположение каждого предмета.
Весной 1938 года был написан портрет художницы Елизаветы Сергеевны Кругликовой, «73-летней бойкой, талантливой особы». Художник и его модель были почти ровесниками, и Михаил Васильевич с юмором отмечал, что «писателю и его модели (женской) – почти 150 лет».
Е.С. Кругликова, известная офортистка, почти двадцать лет прожила в Париже. Однако многие произведения художница посвятила своему любимому городу – Санкт-Петербургу. Не случайно в портрете на стене за спиной художницы виден один из ее офортов с изображением Петропавловской крепости. Елизавета Сергеевна изображена в стильном черном костюме и белоснежной блузке. Изысканный контур белого волана на фоне черного словно «намекает» на основные слагаемые ее графического «черно-белого» искусства. Острая «формула» энергичной свободной позы отсылает к эпохе Серебряного века, модерна. Облокотившись о рояль и подбоченившись, седая дама с сигаретой в тонких пальцах внимательно слушает речь собеседника, готовая ответить. В первоначальной композиции художник изобразил на рояле фарфоровую пепельницу. Впоследствии мастер заменил ее на белую розу в хрустальном бокале. Этими деталями М.В. Нестеров «глубоко и тонко дополнил характеристику Е.С. Кругликовой и как прекрасной художницы, и как женщины, ярко чувствующей красоту и изящество».