На рубеже столетий в рисунке Репина появляется цвет. Художник охотно обращался к технике цветной графики, с использованием пастели, сангины, угля, белил. Яркости и блеску масляной живописи художники предпочитали мягкие полутона пастели, благородную матовость темперы, насыщенность и глубину цвета гуаши.
В 1901 году был создан один из шедевров – «Портрет А.П. Боткиной», дочери П.М. Третьякова. Выполненный в технике пастели, помимо удачной характеристики модели, он отличается тонкостью и изяществом фактуры. Мягкая, пастельная техника и нежная цветовая гамма превосходно передают спокойно величавый и обаятельный в своей женственности облик А.П. Боткиной. Тонкое соотношение золотистых тонов лица, светло-зеленой шелковистой блузы, чуть сумрачного фона в сочетании с импрессионистической манерой эффектно передают содержательность художественного образа. Все лучшие портреты, созданные Репиным, полны живого интереса к индивидуальности того, кого художник писал.
Когда портрет появился на 30-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1902 года, то, по воспоминаниям Грабаря, «произвел впечатление самого современного произведения среди всего того, что экспонировалось на петербургских выставках. Представители наиболее левых, по тогдашним меркам, течений приветствовали его как произведение, свидетельствовавшее о неувядаемой свежести искусства почти шестидесятилетнего мастера».