Репин Илья (1844-1930)
За роялем
1905
Размер - 45,7 x 29,1
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш, растушка, сангина, угольный карандаш
Инвентарный номер - Инв.10135
Поступило из Государственного Музейного фонда (ранее собрание Т.К. Войткевич). 1927
С начала ХХ века в творческий арсенал Репина вошла сангина. Вскоре в рисунках середины – второй половины 1900-х годов сангина соединяется с черным карандашом или углем. Так достигается своеобразный колорит, построенный на противопоставлении двух красок, взятых в различных тональностях. В этой технике Репин, работая уверенно и просто, создает шедевр, переливающийся жемчужно-серыми и золотистыми оттенками, – рисунок «За роялем».
Художник изобразил пианистку спиной к зрителю в процессе игры за роялем. Выразительность жестов, намеченные формы предметов, богатые тональные переходы передают удивительную маэстрию художника. Все линии – легкие и воздушные – призваны охарактеризовать музыку, льющуюся из-под рук этой женщины.
«За роялем» – один из лучших образцов световоздушной графики Ильи Репина. На сравнительно большом по размеру листе своеобразно сочетаются картинность композиции с легкой импрессионистической манерой рисунка. Тронутые растушкой очертания платья пианистки, ее рыжевато-золотистые волосы кажутся тающими. Кое-где растушка как бы дублирована, скреплена легкими прикосновениями карандаша, удерживающими, казалось бы, исчезающую на глазах материю. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Суть его – мерцание света, прихотливая игра оттенков, подвижная зыбкость формы.