Васнецов Виктор (1848-1926)
Грехопадение. Ева и змий
1891
Размер - 42,4 x 58
Материал - бумага
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - Инв.1199
Приобретено у Владимира фон Мекка. 1907
Владимирский собор – храм-памятник в честь 900-летия Крещения Руси. Его постройка - попытка осуществления планомерного научного подхода к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей, соединившая библейские и евангельские сюжеты с композициями на тему крещения Руси, была разработана историком искусства, археологом А.В. Праховым.
Главным художником, определившим облик храма, стал В.М. Васнецов. Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль», в котором проявились уже черты стиля модерн.
Сцена искушения Евы расположена на южной стене хоров собора и противопоставлена сцене «Блаженство рая» на северной стене. Сравнивая две композиции, можно обратить внимание на те изменения стилистических особенностей изображения, которые вносит Васнецов в сцену искушения. Колорит пейзажа стал сумрачнее, голубое небо покрылось тучами, изменилась спокойная поза и выражение лица Евы, волосы ее разметаны ветром. Гармония сменилась тревогой. Художник изобразил миг, предшествующий грехопадению, но художественное решение композиции, как бы предопределяет его неизбежность.
Графические эскизы росписей стали идеальным воплощением синтеза древних традиций, собственного видения автора и требований эпохи. Единственная в своем роде крупнейшая коллекция сюжетных эскизов и превосходная подборка декоративных композиций стали гордостью собрания Третьяковской галереи.