Васнецов Виктор (1848-1926)
Блаженство Рая
1893
Размер - 45,5 x 58,5
Материал - бумага
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - Инв.1264
Приобретено у Владимира фон Мекка. 1907
Композиция «Блаженство рая» иллюстрирует эпизод из книги Бытия. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт 1:26-28).
В центре рисунка древо жизни, под которым стоят первые люди, юные и невинные. Вокруг Адама и Евы райский сад, где в счастливой гармонии живут звери и птицы, мир, где еще не существует страдания и смерти. Изображения животных рядом с Адамом и Евой воплощают многозначную христианскую символику. Так Лев – один из символов Христа, воплощение силы и царственности, овца – символ терпения, павлин – бессмертия.
Владимирский собор – храм-памятник в честь 900-летия Крещения Руси. Его постройка - попытка осуществления планомерного научного подхода к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей, соединившая библейские и евангельские сюжеты с композициями на тему крещения Руси, была разработана историком искусства, археологом А.В. Праховым.
Главным художником, определившим облик храма, стал В.М. Васнецов. Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль», в котором проявились уже черты стиля модерн.
Графические эскизы росписей стали идеальным воплощением синтеза древних традиций, собственного видения автора и требований эпохи. Единственная в своем роде крупнейшая коллекция сюжетных эскизов и превосходная подборка декоративных композиций стали гордостью собрания Третьяковской галереи.