Сотников Алексей (1904-1989)
Гадкий утенок
1962
Размер - 16 x 39 x 14
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-1934
Приобретено у А.А. Сотникова. 1994
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом заводе в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым награды: «Ягненок» (1937) был удостоен золотой медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) получили Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А.Г. Сотников считал В.Е. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Большинство произведений, созданных Сотниковым, принадлежат анималистическому жанру. Потомственный кубанский казак, он отдавал предпочтение изображению домашних животных, среди которых вырос. Скульптура, изображающая лебеденка, была названа по аналогии со сказкой Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Умение автора показать истинное, подлинное и в конечном счете совершенное еще на уровне зарождения будущего образа величавой взрослой птицы перекликается с сюжетом сказки. Есть в птенце лебедя с еле наметившимися крошечными крылышками и слабыми ногами изящество геометрической основы объема тела с мощной грудью-килем, плавным зигзагообразным изгибом шеи. Точное соотношение общего и деталей, лаконичное симметричное построение формы скульптуры, предполагающей дальнейшее преображение, связано с точным знанием и впечатлением, полученным от природы. «Думаю, – говорил Сотников, – человечество изобрело пароход, глядя на лебедей».
Мастерское владение материалом позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, равноправную по своей пластике с работами, выполненными в традиционных скульптурных материалах – камне, дереве, металле. Интерес скульптора не ограничивался анималистическим жанром: он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.