Сотников Алексей (1904-1989)
Кубанский чабан
1946
Размер - 18 x 14 x 7
Материал - фарфор
Техника - позолота, роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-964
Поступило из ВПХК им. Е.В. Вучетича. 1982
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом заводе в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым награды: «Ягненок» (1937) был удостоен золотой медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) получили Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А.Г. Сотников считал В.Е. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Большинство произведений, созданных Сотниковым, принадлежит анималистическому жанру. Потомственный кубанский казак, он отдавал предпочтение изображению домашних животных, среди которых вырос. Интерес скульптора не ограничивался анималистикой, он создавал также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования. В собрании галереи находятся композиции «Кубанский чабан», «Трубач с лошадью», «Счастливые рыбаки», «Переполох», «Свинья под дубом», «Дед Мазай и зайцы». Домашние животные – овцы, кони, поросята, куры – персонажи выбранных скульптором сюжетов, прежде всего посвященных людям сельского труда. Стремление к конкретности в изображении сказывается на выборе темы, внимании к отдельным деталям, точной трактовке действия. В статуэтке «Кубанский чабан» подробно передана одежда: бурка, баранья шапка, ярлыга – посох, которым управляют овцами. Скульптор сам был когда-то чабаном в кубанских степях, пользовался подобными предметами, наблюдал за поведением овец. Этот опыт позволил создать обобщенный образ чабана в фарфоре с полной достоверностью и любовью.
Мастерское владение материалом позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, равноправную по пластике с работами, выполненными в традиционных скульптурных материалах – камне, дереве, металле. Интерес скульптора не ограничивался анималистическим жанром: он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны.