Сотников Алексей (1904-1989)
«Птичий выдум»
1979-1980
Размер - 16,5 x 23 x 8
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-961
Поступило из ВПХК им. Е.В. Вучетича. 1982
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом заводе в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым награды: «Ягненок» (1937) был удостоен золотой медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) получили Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А.Г. Сотников считал В.Е. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Большинство произведений, созданных Сотниковым, принадлежит анималистическому жанру. Название композиции «Птичий выдум» появилось в процессе создания скульптуры. Стремительный полет птицы заканчивается в момент, когда она грудью касается поверхности воды. Возникает ассоциация со строчками из стихотворения Велимира Хлебникова «Уструг Разина»: «Лодки-груди – птичий выдум». Крепкое тело птицы с огромной скоростью врезается в волну, которую обобщенно обозначает подставка. Направление движения тела под углом к подставке, повторенное дважды в параллельном телу расположении крыльев, создает эффект мощной природной силы живого существа. Для Сотникова были характерны определенные приемы работы с формой: выделение основного объема, симметрия в построении композиции, четкое архитектоничное расположение направляющих ритм линий. Благодаря этому подходу конкретное впечатление от наблюдения за поведением водоплавающих птиц получает обобщенное звучание, частное событие приобретает метафорический смысл.
Мастерское владение материалом позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, равноправную по своей пластике с работами, выполненными в традиционных скульптурных материалах – камне, дереве, металле. Интерес скульптора не ограничивался анималистическим жанром, он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.