Сотников Алексей (1904-1989)
Баран
1956
Размер - 17 x 12 x 7
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-958
Передача произведения из ВПХК им. Е.В. Вучетича. 1982
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом заводе в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым награды: «Ягненок» (1937) был удостоен золотой медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) получили Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А.Г. Сотников считал В.Е. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Сквозной темой творчества Сотникова стало создание жанровой и анималистической миниатюры в фарфоре для дальнейшего тиражирования. Прежде всего это изображение животных, главным образом домашних. Скульптор провел детство в станице на Кубани, где часто бывал и потом. В статуэтке «Баран» каждая часть и все детали созданы не только исходя из правды натуры. Облик животного получил необходимое художественное обобщение. Фигурка барана вылеплена плотно, как единый блок. Он прочно стоит на ногах, гордо вскинув увенчанную мощными рогами голову. Скупость композиции придала форме цельность, свойственную фарфоровой скульптуре, несмотря на условность стилизованной лепки завитков бараньей шерсти. Роспись статуэтки характерна для работ скульптора. Как правило, это минимальное выделение отдельных деталей цветом в пастельных тонах.
Мастерское владение материалом позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, равноправную по своей пластике с работами, выполненными в традиционных скульптурных материалах – камне, дереве, металле. Интерес скульптора не ограничивался анималистическим жанром, он выполнял декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.