Эскиз обложки книги С.Я. Маршака «Чудеса»
Патрон шедевра
Кустодиев Борис (1878-1927)
Эскиз обложки книги С.Я. Маршака «Чудеса»
1924
Размер - 27,3 x 21,5
Материал - бумага
Техника - перо, тушь
Инвентарный номер - РС-1313
Дар К.Б. Кустодиева, сына художника. 1960
Выдающийся художник Борис Кустодиев вошел в историю отечественного искусства как певец русских праздников, крестьянского и купеческого быта, талантливый портретист и жанрист. Он заслужил звание академика живописи, его произведения завоевывали высшие награды на международных выставках в Европе, а его учитель И. Репин благосклонно отзывался о таланте ученика. Несмотря на неизлечимую болезнь, приковавшую художника к инвалидному креслу в самом расцвете сил, Кустодиев продолжал продуктивно работать вплоть до своей кончины в возрасте 49 лет.
Известный более всего в качестве блестящего живописца, Кустодиев занимался также театральным искусством и книжной графикой. С 1919 года он стал систематически работать в петроградских издательствах, оформил десятки книг русских классиков и современных писателей, много иллюстрировал детскую литературу. Он активно разрабатывал новые типы книжных обложек и принципы книжного оформления, создав замечательные обложки для целого ряда изданий. В книжных иллюстрациях выкристаллизовался его узнаваемый графический стиль: легкие линии тушью, тщательно разработанный сюжет, убедительная достоверность деталей.
Сборник детских стихов и загадок Самуила Яковлевича Маршака «Чудеса», оформленный Кустодиевым, вышел в издательстве «Радуга» в 1925 году. Книжка стала первым опытом творческого сотрудничества поэта и художника, продолжившегося затем в издании «Приключения стола и стула». В иллюстрациях к «Чудесам» художник ведет увлекательное повествование наравне с текстом, вплетая в него забавные подробности, а в титуле и заставках изобретательно применяет рисованные шрифты.
Книжная графика Бориса Кустодиева сыграла важную роль в истории искусства книги первого советского десятилетия. Она стала яркой страницей послереволюционного творчества мастеров общества «Мир искусства», активным членом которого был Кустодиев. Он наделил мирискуснические традиции книжного оформления новым звучанием, в котором соединились изящество и легкость стиля с актуальностью тематики.