Летом-осенью 1915 года Малевич создает свои первые
супрематические произведения, экспонированные в декабре на «Последней футуристической выставке “0,10”». Среди них программным произведением являлся «Черный квадрат» – живописно-пластический манифест супрематизма, основанного на приоритете чистой геометрической формы. Черный квадрат на белом фоне олицетворял идею «всего» и «ничего»: белый – как метафора беспредельного пространства, «пустыни небытия» и цвет, содержащий в себе все цвета спектра; черный – как знак цветовой экономии, как «не цвет», поглощающий в себе все цвета.
Около 1916 года арсенал супрематических форм расширяется, к чистой геометрии добавляются более замысловатые фигуры: появляются, например, «капля», «запятая», аэровидные формы, напоминающие дирижабль, овалы, дугообразные конфигурации, в которые трансформируются искривленные в супрематическом пространстве прямоугольники.
В 1917–1918 годах супрематизм вступает в новую фазу: Малевича начинает интересовать эффект распыления форм, их «безвесие» и «бесцветие», интерпретируемые им как тотальное ощущение беспредметности. Логика эволюции супрематизма приводит его к «белому периоду» ‒ изображению белых форм на белом фоне.
В карандашных рисунках, не предоставляющих возможности сложных манипуляций с живописной фактурой и оттенками белого, Малевич применяет иные, ‒ графические приемы, столь же убедительно передающие эффект растворения, таяния формы: тщательную, как бы сходящую на нет и сливающуюся с фоном карандашную растушевку, растирку пальцем, тонкие градации оттенков серого и черного, возникающие благодаря ослаблению и усилению нажима штриха. Формы, четко очерченные с одной стороны, постепенно теряют очертания и становятся прозрачно-призрачными.