Лентулов Аристарх (1882-1943)
Нефтеперегонный завод в Батуми
1931-1932
Размер - 81,5 x 63,3
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-5933
Приобретено у М.А. Лентуловой, дочери художника, через ВПХК. 1979
Аристарх Васильевич Лентулов был яркой фигурой русского искусства первой половины ХХ века. Художник входил в одно из самых провокационных и бунтарских объединений – «Бубновый валет», дух которого отражал резкое изменение настроений в художественной жизни. Наиболее отчетливо это проявляется в произведениях, созданных в 1910-е годы. Множество идей и стилистических приемов художник перенял во время зарубежной поездки 1911–1912 годов, посещая академию La Palette в Париже. В это время его метод достиг баланса между предметностью и свободной трактовкой изображаемого мотива. Однако в более поздний период творчества изобразительный язык мастера стал иным, что связано с работой над реалистическим пейзажем.
Произведение «Нефтеперегонный завод в Батуми» – интереснейший пример графики 1930-х годов. Художник, будучи признанным мастером архитектурного пейзажа, увлекся пейзажем индустриальным. Он не ставил перед собой задачу запечатлеть этот пейзаж в мельчайших подробностях, истинным его желанием было изобразить постройки, символизирующие новую эпоху, сквозь призму собственного новаторского видения. Множество пейзажей Лентулова 1930-х годов решено в свободной, более реалистической живописной манере. Автор исследует методы художественной выразительности нового для себя языка. Лентулов смелыми мазками кисти изображает очертания завода на фоне горного пейзажа. Художник акцентирует внимание на контрасте между резкостью новых промышленных сооружений и спокойствием природного мотива. Для передачи масштаба грандиозного сооружения он являет зрителю весь объем здания фронтально. Мастер намеренно подчеркивает вертикальными линиями ритмы труб, металлических конструкций, которые кажутся инородными элементами в окружающем их ландшафте.
Однако, с другой стороны, с помощью облегченного колорита он старается гармонизировать эти разные миры полупрозрачными акварельными мазками. Для изображения завода Лентулов использует те же оттенки, что и для окружающего пейзажа, – мы можем видеть, как перекликаются чистые голубоватые оттенки в изображении горной долины, небесной сферы и цвета, в которых решены стены здания. Таким образом, несмотря на широко используемый тогда индустриальный сюжет, произведение характеризуется более светлым и легким настроением.