Антокольский Марк (1843-1902)
Царь Иоанн Васильевич Грозный
1875
Размер - 151 x 118 x 92
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.4024
Приобретено П.М. Третьяковым. 1876
Марк Матвеевич Антокольский, без преувеличения, самый известный и популярный скульптор России, а статуя «Царь Иоанн Грозный» ‒ самая знаменитая в русском искусстве и самая знаковая в коллекции Третьяковской галереи. Антокольский стремился дать новый импульс развитию скульптуры, сделать ее столь же привлекательной для публики, как и живопись. Статуя, подводившая итоги художественного обучения скульптора, была выставлена для обозрения в зале Академии художеств в марте 1871.
«Иоанн Грозный» поражал новизной, реализмом, живыми чувствами и редкой достоверностью. Царь, одетый в монашеские одежды, погружен в тяжкие раздумья. При круговом обзоре статуи вначале видна впившаяся в подлокотник трона рука, зажатые в кулак четки, вздувшиеся от напряжения вены, приподнятые плечи ‒ все выдает едва сдерживаемое напряжение. Кажется, через мгновение он взорвется вспышкой гнева, и упадет к подножию трона раскрытый поминальный синодик, едва держащийся на коленях. Продолжая движение, зритель видит совсем иное – горестно опустившаяся голова, локоть, бессильно сползающий по шубе – весь силуэт сидящей в изнеможении фигуры говорит о страдании и, возможно, раскаянии Грозного царя.
Иоанн Грозный ‒ характер сложный, «мучитель и мученик» одновременно. Современники оценили скульптуру как крупнейшее достижение в становлении реалистических тенденций в отечественной пластике. «По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу (...), ‒ статуя эта решительно превосходит все, что являлось у нас до сих пор в этом роде (...). Невозможно представить себе Грозного иначе, каким подстерегла его творческая фантазия г. Антокольского» ‒ этими словами отметил появление скульптуры И.С. Тургенев.
Академия художеств удостоила скульптора звания академика. В 1872 статуя, переведенная в гипс, экспонировалась на первой передвижной выставке в Москве. По заказу императора Александра II в 1871-м Антокольский исполнил бронзовый отлив (Русский музей), а в 1875-м для П.М. Третьякова ‒ мраморный экземпляр.
Создав «Грозного» Антокольский сделал большой шаг вперед, существенно раздвинув рамки понимания станковой скульптуры, наметив пути воплощения в ней «большой» темы.
Интерес ко времени и образу Ивана Грозного в середине – второй половине XIX века был велик. Опубликованы исторические драмы Л.А. Мея «Царская невеста» и «Псковитянка», повести А.К. Толстого «Князь Серебряный» и «Смерть Иоанна Грозного». В полемику о деятельности и личности были вовлечены историки и писатели С.М. Соловьев, Н.И.Костомаров, В.О. Ключевский.