М.М. Антокольский – один из крупнейших русских ваятелей второй половины XIX века. Значительную часть его наследия составляют «исторические» статуи и портреты.
Скульптор работал над мраморной статуей «Нестор-летописец» в 1886-1890 гг. в Париже. По завершении она была приобретена императором Александром III и ныне находится в Государственном Русском музее.
Бронзовая фигура из собрания Третьяковской галереи – уменьшенное повторение этого произведения. Антокольский активно использовал представившуюся возможность уменьшать свои работы и отливать их на бронзолитейных предприятиях Парижа ограниченным тиражом, преследуя одновременно две цели. Первая – представить свое творчество широкой публике, вторая – такой способ тиражирования произведений являлся источником заработка, что очень существенно для ремесла скульптора – тяжелого, трудоемкого и затратного. Сам Антокольский называл это «изданием» своих работ. «Нестор-летописец» отлит в 1890-х гг. на бронзолитейной фабрике Ф. Барбедьена, лучшей в Париже. Бронзовые изделия Барбедьена знамениты во всем мире, отличаются превосходным качеством материала и отделки и отвечают самому строгому вкусу. Антокольский, с присущим ему темпераментом, активно участвовал в создании этих уменьшенных копий.
При работе над образом Нестора-летописца автор заботился об исторической достоверности изображения: тщательно отбирал предметы материальной культуры, использовал находки археологов, советовался с историком И.Е. Забелиным.
Первым воплощением образа монаха-летописца стал Пимен – действующее лицо трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1876 г.). Десять лет спустя Антокольский вернулся к замыслу, но воплотил его в изображении другого более значимого для русской истории героя – Нестора.
Нестор (около 1056-1114) принадлежит к выдающимся личностям эпохи Киевской Руси, летописец и монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет» ‒ ценнейшем источнике сведений об истории, быте, языке и верованиях славянских племен.