Аполлинария Васнецова отличало умение чутко воспринимать все явления природы, видеть гармонию единства ее малых и больших частей. Однако на протяжении всей своей жизни он нес в душе особую любовь к небу. Еще будучи ребенком, он открыл для себя неизмеримую красоту и загадочную изменчивость небесного свода и мира облаков. Облака стали для него самым значимым, необходимым элементом любого пейзажа, финальным аккордом, без которого картина не обретет завершения.
Художник создал несколько десятков живописных этюдов с облаками. Он писал их в Вятке, Абрамцеве, Киеве, в Крыму и на Кавказе. Писал рано утром и в полдень, вечером и лунной ночью, в жаркий день и при грозовой погоде. Облака разной формы, разных видов и самых разных оттенков. Эти этюды стали своеобразной энциклопедией облаков.
Возглавив в 1901 году пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Аполлинарий Васнецов создал свою программу обучения, сделав особый упор на изображение неба. Всеволод Васнецов вспоминал об отце: «Отец заставлял своих учеников как можно больше работать на природе. Без чувства пространства, без настроения – пейзаж мертв. Это уже не живая природа, а натюрморт первого плана. Не меньшее значение в пейзаже отец придавал небу, облакам. Он считал, что облака столь же равноправный и важный элемент природы, как леса и луга, реки и моря».
Создавая бесконечное множество быстрых этюдов неба, он требовал того же от своих учеников. Такие задания требовали от начинающих художников особой наблюдательности, верного глаза и очень точной работы кистью. Поэтому для Аполлинария Васнецова несколько маленьких натурных этюдов облаков говорили об уровне мастерства учеников гораздо больше, чем большие студийные пейзажи.