Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Облака
1890–1900-е
Размер - 11,6 x 18,3
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-64
Передано из Дома-музея В.М. Васнецова. 1969
Аполлинария Васнецова отличало умение чутко воспринимать все явления природы, видеть гармонию единства ее малых и больших частей. Однако на протяжении всей своей жизни художник нес в душе особую любовь к небу. Еще будучи ребенком, он открыл для себя неизмеримую красоту и загадочную изменчивость небесного свода и мира облаков. Облака стали для него самым значимым, необходимым элементом любого пейзажа, финальным аккордом, без которого картина не обретет завершения.
Художник создал несколько десятков живописных этюдов с облаками. Он писал их в Вятке, Абрамцеве, Киеве, в Крыму и на Кавказе. Писал рано утром и в полдень, вечером и лунной ночью, в жаркий день и при грозовой погоде. Облака разной формы, разных видов и самых разных оттенков. Эти этюды стали своеобразной облачной энциклопедией.
В фондах Третьяковской галереи хранится литературное произведение Аполлинария Васнецова «Облака. Впечатления и наблюдения художника». Не ограничившись лишь живописными средствами, художник попытался проанализировать свои многолетние наблюдения за небом и с научной точки зрения. В тексте есть такие строки: «Мир облаков, бесконечно разнообразных по форме и краскам – вечно движущихся, постоянно изменяющихся воздушных существ, поистине может считаться одним из прекраснейших явлений природы. Разнообразие характера облаков для пейзажиста служит всегдашней темой его картин. А для любителя природы, исследователя ее тайн неисчерпаемым материалом для наблюдений».
Возглавив в 1901 году пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Аполлинарий Васнецов создал свою программу обучения, сделав особый упор на изображение неба. Всеволод Васнецов вспоминал: «Отец заставлял своих учеников как можно больше работать на природе. Без чувства пространства, без настроения – пейзаж мертв. Это уже не живая природа, а натюрморт первого плана. Не меньшее значение в пейзаже отец придавал небу, облакам. Он считал, что облака столь же равноправный и важный элемент природы, как леса и луга, реки и моря».