Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Начало мая. Рябово
1918
Размер - 60,9 x 89,4
Материал - бумага на картоне
Техника - акварель, карандаш
Инвентарный номер - МКВ ГР-264
Дар В.А. Васнецова. 1984
Первые послереволюционные годы были тяжелым периодом в жизни Аполлинария Васнецова. Немолодой живописец вынужденно оставил преподавательскую должность в Училище живописи, ваяния и зодчества из-за противоречий с представителями новых художественных течений. Перемены в мире искусства, утрата позиций реализма и невозможность общения с учениками стали еще одним непростым испытанием. Картины и этюды, написанные в этот период, редко покидали пределы мастерской. Утешение, творческие и душевные силы Васнецов обрел, создавая серию из девяти акварелей «Моя Родина» 1918-1919, 1924 годов. Небольшие работы пронизаны теплом и светлой радостью воспоминаний о родном вятском крае. Источником сюжетов и вдохновения для лирического повествования стали бережно хранимые альбомы с ранними пейзажами и зарисовками. В письме другу Николаю Хохрякову художник отметил: «Много раз меня спасало искусство в трудные минуты душевного состояния и напастей судьбы…пишешь себе да пишешь…Глядишь, и горе улетело».
На одной из картин серии «Начало мая. Рябово» изображена панорама родного села Аполлинария Васнецова. Светлый весенний день окрасил мягкими лучами стройную белокаменную церковь Рождества Иоанна Предтечи, в которой служил отец художника, рядом расположились крепкие сельские дворы. Жизненный покой, словно стражи, охраняют высокие ели, на переднем плане в песке возле узенькой речки играют двое ребят. Камерный лиричный пейзаж красив колористическим решением, он близок прежним акварельным работам автора, посвященным древней Москве. Основные цвета пейзажа – зеленый, охристый и синий – обыграны при помощи множества оттенков. В легкой белизне храма и бегущих облаков мозаикой рефлексов отразились все краски природного мотива.
Картины серии «Моя Родина» пронизаны глубиной чувства, любованием природой и ощущением тепла. Правдивого и детального изображения сельского мира Аполлинарий Васнецов добился, используя любимую технику – проработку красочного тона шероховатым «живым» штрихом угля или тонкого карандаша.