Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Старая Москва. У стен деревянного города
1907
Размер - 51 x 65,6
Материал - бумага
Техника - автолитография
Инвентарный номер - МКВ ГР-253
Дар В.А. Васнецова. 1978
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Литография посвящена историческому прошлому Москвы. Художник изобразил одну из старых московских улиц, выходящую к проездным воротам Деревянного города. Огромные по протяженности стены были выстроены для защиты пригородов и ремесленных слобод в 1591-1592 годах.
Огороженная деревянной стеной часть Москвы называлась Скородомом, Деревянным или Земляным городом. Стены были из бревенчатых клетей, заполненных землей, стояли на земляном валу и были защищены рвом. Они проходили по линии современного Садового кольца и упирались в Москву-реку. Стены имели множество деревянных башен и проездных ворот.
В центре изображена часть стены с проездной четырехугольной башней и шатровым верхом на столбах. Левее башни виден вход на стену. По сторонам улицы двухэтажные деревянные дома ремесленников, сложенные из тесаных бревен. Изображенная часть Москвы была заселена небогатым людом. Много места занимали луга, пруды, сады, огороды. По заснеженной улице на санях везут тяжелый колокол. За стеной виднеются главки деревянной церкви.
Васнецов отказывается от событийности и развернутого сюжета. Зато сам городской пейзаж становится сюжетно значительным. Внимание художника обращено на старинную архитектуру и простой старый быт, обычных людей в их повседневности. В работе чувствуется увлечение русской деревянной архитектурой. Васнецов с детства знал приемы деревенских плотников, что позволяло достоверно изобразить подробности и детали деревянных конструкций.
Описывая свой метод работы над историческим пейзажем, Васнецов отмечал, что часто ничтожная подробность порождала целую вереницу цепляющихся друг за друга представлений, приводя в конце концов к целостному образу прошлого.
Романтическая ностальгия проникает в его ощущение истории. Художник не идеализирует прошлое, но согревает его интуитивной теплотой. Вглядываясь в прошлое, он стремится не утратить смысл истории и оставляет зрителю возможность самому ответить на вопрос о ее содержании.