Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году Аполлинарий Васнецов выпустил в издательстве «Берендеи» серию автолитографий «Древняя Москва». В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы, организации, где самоотверженно работали архитекторы, художники, музыканты, общественные деятели, старожилы города.
Альбом объединил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921 год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Издание представило панораму столицы, ее древностей, исчезнувших достопримечательностей и быта на протяжении нескольких веков.
Каждому из исторических пейзажей предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал исторический облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов. Он изучал планы и гравюры, рисунки миниатюристов Оружейной палаты, иконы с изображением Москвы, описания современников. В 1900 году Васнецов совершил полет над Москвой на воздушном шаре, чтобы понять, как из небольшой ячейки образовался огромный европейский город.
В литографии «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной» воссоздан облик главного арсенала и центра литейного дела Московского государства. Литье пушек было перенесено за Неглинную с Красной площади после большого пожара 1488 года. По письменным документам и планам Москвы художник зафиксировал территорию Пушечного двора – четырехугольник, вытянутый от Неглинной к улице Рождественке. Пушечный двор изображен с мощным литейным амбаром, окруженным кузницами.
Детально воссоздан и исторический пейзаж местности «Неглинного верха» с церквями, хоромами и мостом через реку. На мосту оживленное движение: конная повозка, пешеходы, иностранцы, осматривающие Пушечный двор. В разработке сюжета были использованы записки иностранных путешественников. Созданию композиции предшествовал «объяснительный чертеж», в котором названа каждая изображенная деталь. Работа представляет собой научную реконструкцию знаменитой литейной мануфактуры, продукция которой участвовала в обороне столицы.