Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Лубяной торг на Трубе
1922
Размер - 24,5 x 33,5
Материал - бумага
Техника - автолитография
Инвентарный номер - МКВ ГР-348
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году Аполлинарий Васнецов выпустил в издательстве «Берендеи» серию автолитографий «Древняя Москва». В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы, организации, где самоотверженно работали архитекторы, художники, музыканты, общественные деятели, старожилы города.
Альбом представил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921 год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Художник углубленно изучал исторические источники, подлинные памятники и народный быт. Излюбленной темой стала старая Москва. Аполлинарий Васнецов создал свой собственный мир мотивов и сюжетов из истории русского средневековья.
Издание 1922 года представило своеобразную панораму столицы, ее быта и достопримечательностей на протяжении нескольких веков.
Каждому из исторических пейзажей предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов. Он изучал планы и гравюры, рисунки миниатюристов Оружейной палаты, иконы с изображением Москвы, описания современников.
В литографии показана характерная особенность быта старой Москвы – рынок готовых бревенчатых домов. Необходимость подобных рынков объяснялась частыми пожарами, опустошавшими Москву. Художник воссоздал северный участок стен Белого города, находившийся на месте современного Петровского бульвара. Возле стен был расположен крупнейший лесной торг за Неглинной. Жители приобретали здесь готовые срубы домов, пригодные для жилья. Повсюду видны срубы – небольшие избы, дома на подклетях, часовни. Облик древних изб отличается от привычного нам – в них нет больших окон.
Сруб, или клеть, – основа конструкции и главная модульная единица средневекового русского зодчества. В литографии изображена перевозка сруба на место постройки дома. От него осталось несколько нижних венцов. За деревянной изгородью видны зеленые насаждения. По предположению Аполлинария Васнецова, это питомник деревьев.
Непосредственным источником сюжета стали различные планы Москвы XVII века. На них Лубяной торг показан на площади между Неглинной и Тверскими воротами Белого города. На планах хорошо видны срубы, штабели бревен, телеги.
Как художник-историк Васнецов глубоко изучил разные области средневековой городской жизни. Его внимание обращено на простой, традиционный быт людей в их повседневности. Васнецов с детства знал приемы деревенских плотников и считал деревянное зодчество ярким проявлением русской самобытности.
В безыскусной бытовой сценке проявилась особая способность чувствовать живой трепет ушедших веков. Научный подход к истории выражает вкус к подлинности, который позволял Васнецову убедительно передавать дух русской жизни и русской культуры.