Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века
1922
Размер - 24,4 x 33,4
Материал - бумага
Техника - автолитография
Инвентарный номер - МКВ ГР-349
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году Аполлинарий Васнецов выпустил в издательстве «Берендеи» серию автолитографий «Древняя Москва». В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы, организации, где самоотверженно работали архитекторы, художники, музыканты, общественные деятели, старожилы города.
Альбом представил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921 год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Излюбленной темой стала старая Москва. Аполлинарий Васнецов создал свой собственный мир мотивов и сюжетов из истории русского средневековья.
Издание 1922 года представило своеобразную панораму столицы, ее быта и исчезнувших достопримечательностей на протяжении нескольких веков.
Каждому из исторических пейзажей предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал исторический облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов. Он изучал планы и гравюры, рисунки миниатюристов Оружейной палаты, иконы с изображением Москвы, описания современников. В 1900 году художник совершил полет над Москвой на воздушном шаре, чтобы понять, как из небольшой ячейки образовался огромный европейский город.
Древнее перекрестье водных и сухопутных дорог находилось возле брода на Москве-реке. Живописный вид Замоскворечья с перспективой Всехсвятского моста, ведущего к Кремлю, Васнецов впервые изобразил в декорации к опере Мусоргского «Хованщина» (1897, Третьяковская галерея). В картине «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века» (1901, Ярославский музей) художник усилил эффектность панорамы Кремля и случайность, непредвзятость жанровой сценки на первом плане. Эта композиция, близкая романтизму огромными масштабами пространства, легла в основу автолитографии.
Художник изобразил Кремль периода расцвета. На первом плане несохранившаяся достопримечательность Москвы – дугообразный многоарочный Каменный мост, определивший облик Замоскворечья конца XVII века. В центре – мостовая башня с двумя стройными шатрами. Перекличку вертикалей подхватывают силуэты кремлевских построек, создавая величественную и гармоничную панораму. Слева – ярусная Боровицкая башня, ниже – конус Водовзводной башни, дальше – столп Ивана Великого, Архангельский собор, шатер Спасских ворот, главы Василия Блаженного.
Средневековые мосты Москвы были отдельной темой в творчестве Аполлинария Васнецова. Мощные каменные, ведущие к Кремлю, деревянные на сваях, горбатые, пологие, наплавные – мосты были неотъемлемой частью пейзажа древнего города. Каждый из них жил своей особой жизнью.
Всехсвятский мост, соединявший Кремль и Белый город со стрелецкими слободами Замоскворечья, был самым оживленным местом города. Здесь собиралась пошлина за ввозимые в Москву товары, в каменных лавках шла бойкая торговля. Яркий колорит средневековой Москвы дополняет живописная толпа артистов-скоморохов на первом плане.
Убедительность в передаче архитектурной и бытовой среды не отнимает у Москвы величавости и историчности. Воссоздание некогда реального, а теперь исчезнувшего необходимо художнику для понимания правды истории. Исторический облик города был для Аполлинария Васнецова «вещественной скрижалью истории».
Профессионально изучив историю и археологию Москвы, художник уходит от стереотипов реализма, требовавших «археологической» достоверности. Картины из истории Москвы художник писал как правдоподобные, а не документально точные реконструкции.