Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Кремль при Иване Калите (XIV в.)
1921
Размер - 24,5 x 33,5
Материал - бумага
Техника - цветная автолитография
Инвентарный номер - МКВ ГР-350
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году Аполлинарий Васнецов выпустил в издательстве "Берендеи" серию автолитографий "Древняя Москва". В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы, организации, где самоотверженно работали архитекторы, художники, музыканты, общественные деятели, старожилы города.
Альбом объединил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921-й год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Издание представило панораму столицы, ее быта и исчезнувших достопримечательностей на протяжении нескольких веков.
Каждому из исторических пейзажей предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов. Он изучал планы и гравюры, рисунки миниатюристов Оружейной палаты, иконы с изображением Москвы, летописи, описания современников.
Кремль интересовал художника как результат многовекового народного творчества, соединивший все лучшее, что могло быть создано. Здесь сосредотачивался средневековый уклад жизни. Основным этапам развития Кремля посвящен ряд картин: "Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля" (1903), "Кремль при Иване Калите" (1913), "Московский Кремль при Иване III" (1921).
Каждую историческую эпоху Васнецов стремился показать во всей ее сложности. Прежде всего художник определял для себя общую историческую перспективу, а затем разрабатывал подробности будущей картины.
Литография воссоздает облик московского Кремля XIV века. В этот период начала складываться та объемно-планировочная структура города, которая затем развивалась при Дмитрии Донском и Иване III. Изображен уютный деревянный городок с плотной застройкой, состоящей из издавна бытовавших на Руси построек. Они опоясаны укреплениями, обеспечивающими наиболее эффективную оборону. В центре – проездные Боровицкие ворота. За ними на холме – древняя церковь Иоанна Предтечи, напоминающая северные деревянные храмы. Образцом послужила церковь в Старой Ладоге, зарисованная художником с натуры. Рядом двор митрополита, церковь Спаса на Бору, княжеский терем и Успенский собор. Перед Кремлевской стеной по берегам Москвы-реки и Неглинной сооружен частокол. Повсюду видны штабели бревен, у причалов идет разгрузка барж. Так художник показал строительные работы в Москве. Детальное изучение эпохи позволило Васнецову показать не только палаты и храмы, но и торговую пристань, дороги, подробности быта.
"Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории", – писал Васнецов. Далекое прошлое художник изобразил так, как будто был его очевидцем. Работу "Кремль при Иоанне Калите" можно назвать поэтичной экскурсией в мир старой Москвы и древней Руси.