Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
На крестце в Китай-городе
1922
Размер - 24,5 x 33,4
Материал - бумага
Техника - цветная автолитография
Инвентарный номер - МКВ ГР-352
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году Аполлинарий Васнецов выпустил в издательстве "Берендеи" серию автолитографий "Древняя Москва". Литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы – организации, объединившей архитекторов, художников, музыкантов, общественных деятелей, старожилов города.
Альбом представил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921-й год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Художник углубленно изучал исторические источники, подлинные памятники и народный быт. Излюбленной темой стала старая Москва. Аполлинарий Васнецов создал свой собственный мир мотивов и сюжетов из истории русского средневековья.
Издание 1922 года представило своеобразную панораму столицы, ее быта и достопримечательностей на протяжении нескольких веков.
Каждому историческому сюжету предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов. Он изучал планы и гравюры, рисунки миниатюристов Оружейной палаты, иконы с изображением Москвы, описания современников.
В основу литографии была положена акварель "На крестце в Китай-городе", выполненная в еще в 1902 году. Древний Китай-город изображен как центр народной жизни. "Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия – все завязалось непонятным узлом и живет вместе, как проявление своеобразного уклада жизни средневекового народного города", – писал художник о Китай-городе.
Способность "мыслить поэтически" помогла воссоздать образ таинственного средневекового "града", с его нерегулярностью и живописной асимметрией. Художник передает ритм и пульс народной жизни. Причудливая, слегка театрализованная городская среда становится важным элементом картины, переводящим бытовые мотивы в исторический контекст.
В воображении художника возникают образы того, что происходило когда-то на перекрестках московских улиц. Чинная боярская чета и покойники, выставленные в гробах для опознания, уличные торговцы, божедомы, колодники, дети-подкидыши… Обыденные мотивы дополнены необычными и шокирующими. Странные персонажи оживляют городскую среду и вносят нечто вроде эмоциональной интриги.
Предметом исторического пейзажа становятся не просто события прошлого, а сложное взаимодействие реального и вымышленного, образов истории с поэтическим воображением художника. Научный подход выражает вкус к подлинности, который позволял Васнецову убедительно передавать дух русской жизни и русской культуры.