Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году Аполлинарий Васнецов выпустил в издательстве «Берендеи» серию автолитографий «Древняя Москва». В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы, организации, где самоотверженно работали архитекторы, художники, музыканты, общественные деятели, старожилы города.
Альбом представил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921 год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Аполлинарий Васнецов создал свой собственный мир мотивов и сюжетов из истории русского средневековья.
Издание 1922 года представило своеобразную панораму столицы, ее быта и исчезнувших достопримечательностей на протяжении нескольких веков.
Каждому из исторических пейзажей предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов. Он изучал планы и гравюры, рисунки миниатюристов Оружейной палаты, иконы с изображением Москвы, описания современников.
В литографии изображена часть Красной площади возле главных, Спасских ворот Кремля. Именно здесь проходили торжественные шествия, связывавшие Кремль и Китай-город. Художник воссоздал будничный облик арочного моста через ров, ведущего к Кремлю. Мост окружен бастионами и застроен книжными лавками, возле которых толпится народ. Вдоль рва виден ряд деревянных церквей. Жесткий композиционный «срез» усиливает впечатление величавой историчности древнего города. Архитектурная среда убедительно воссоздана на основе старинных планов и рисунков.
Средневековые мосты Москвы были отдельной темой в творчестве Аполлинария Васнецова. Мощные каменные, ведущие к Кремлю, деревянные на сваях, горбатые, пологие, наплавные – мосты были неотъемлемой частью пейзажа древнего города. Художник интуитивно чувствовал значимость мостов, их функциональность и связь с окружением.
Мост у Спасской башни издавна был центром книжной торговли. Художник проиллюстрировал примечательный факт из жизни старой Москвы: интерес к рукописным и печатным книгам. Сведения о продававшихся книгах и гравюрах Аполлинарий Васнецов изложил в статье «Книжная торговля на Спасском мосту» (1917).
Исторический облик города Аполлинарий Васнецов называл «вещественной скрижалью истории». Убедительность в передаче бытовой среды не отнимает у Москвы величавости и историчности. Воссоздание некогда реального, а теперь исчезнувшего необходимо художнику для понимания правды истории.
Профессионально изучив историю и археологию Москвы, Аполлинарий Васнецов уходит от стереотипов реализма, требовавших «археологической» достоверности. Картины из истории Москвы художник писал как правдоподобные, а не документально точные реконструкции.