Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 20-е годы XX столетия художник деятельно участвовал в организации музея города Москвы. По заказу музея был создан ряд акварелей и картин, воссоздающих облик города XII - XIX столетий.
Эскиз изображает часть Мясницкой улицы, примыкающую к Мясницким воротам Белого города. Полукружие мощных оборонительных стен проходило по линии современного Бульварного кольца. Стены Белого города были снесены уже в конце XVIII века. Вид стен и ворот взят с древних изображений на планах Москвы XVII века.
Стена на валу и башня замыкают перспективу улицы. Показаны проездные ворота и шатровое перекрытие с небольшой вышкой, где обычно висел колокол. Слева видна церковь Флора и Лавра и мясная лавка, справа – деревянные хоромы. На широкой бревенчатой мостовой оживленное, немного беспорядочное движение.
Как художник-историк, Васнецов изучал многие детали городской жизни, например, транспорт древней Москвы. В эскизе показаны различные способы передвижения в конце XVII века. Для этого выбран осенний день, когда первый снег заставил москвичей выехать и на санях, и на колесах. Карета знатного боярина, дрожки, телеги, сани изображены на основании графического материала – рисунков Герберштейна, гравюр Делабарта.
Работая над историческими пейзажами, Васнецов сопоставлял документы и делал научно обоснованные гипотезы. Эскизы детально обсуждались на ученом совете музея. Обсуждение обычно сопровождалось докладом художника. Иногда Васнецов соглашался с замечаниями и вносил в картину поправки, иногда отстаивал и доказывал свое мнение.
Интересен выбор композиционного решения эскиза. Несмотря на то, что торг мясом находился в XVII веке за Мясницкими воротами, художник считал необходимым изобразить хотя бы одну мясную лавку внутри Белого города для объяснения исторического названия места. По свидетельству источников, проезд в воротах должен быть с изгибами и поворотами, множеством дверей и решеток. Однако такой проезд выглядел бы нишей в стене, и картина лишилась бы перспективы. Поэтому проезд изображен прямым.
В работе было так много исторически-документального содержания, что она была принята без поправок.
Эскиз хорошо передает атмосферу и трепет жизни ушедших веков. "Я не только пишу мою Москву, я ее такой наглядно как бы осязаю", – говорил Васнецов о своих исторических пейзажах. Серия акварелей и картин, созданных для Коммунального музея, стала интереснейшим научно-исследовательским трудом, основанным на изучении исторических документов, археологических и архитектурных материалов.