Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Шум старого парка
1926
Размер - 106 x 176,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-2
Дар В.А. Васнецова. 1960
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Картина «Шум старого парка», которой сам Васнецов придавал большое значение, отмечена философской значительностью. Пейзаж выражает состояние тревожного ожидания, смятения чувств, переданных экспрессией парка, трепещущего под напором ветра. Холодные сумеречные тона навевают тревожные предчувствия. В неспокойном грозовом мотиве скрыто некое иносказание, ассоциирующееся с зыбкостью жизни и волнениями эпохи.
Картина была написана семидесятилетним художником в год смерти старшего брата Виктора Васнецова. «Не стало Виктора – огромное опустошение произошло в моей душе. Мы имели одинаковые взгляды на искусство и на литературу. Но все прошло... Ответы на мои вопросы о моих работах, его советы, а иногда и критические нападки – навсегда умолкли», – писал Аполлинарий о горечи утраты. Последняя большая работа стала своеобразным живописно-символическим откликом на постигшее семью несчастье.
В картине, напоминающей декоративное панно, запоздало проявилась эстетика модерна. Черты модерна стали ощущаться в творчестве Васнецова в 1890-е годы. В пейзажах появились элегические ноты, художник стал использовать «пасмурную» цветовую гамму. В картине «Сумерки» (1889) элегические настроения воплощены в томных красках затухающего дня. В картине «Элегия» (1893) размышление о бренности человеческой жизни выражено и в сюжете, и в сумрачном состоянии природы.
Васнецов умело пользуется сложными ассоциациями. Первоначальное название картины – «Все в прошлом», отсылает зрителя к классике усадебной темы – знаменитой одноименной картине Василия Максимова (1889). Усадебная тема, вновь возникшая в творчестве Поленова в конце 1870-х годов, получает широкое распространение в 1880-е и развивается до революции 1917 года. Картины-символы Василия Поленова и Василия Максимова сделали бытийные мотивы основополагающими для развития усадебной темы. На рубеже столетий лейтмотивом живописного изображения усадьбы становится тема судьбы.
В глубине парка на каменной скамье в глубоком раздумье сидит седовласый старец. За его спиной – статуя античного поэта с лавровым венком, символизирующим минувшую славу и вдохновение. Любимый художником предзакатный час напоминает о быстротечности жизни. Знаком прошлого и уходящей гармонии становится и образ усадебного дома, окруженного цветниками и петляющими дорожками. Все, что недавно было живо и полно поэзии, теперь обречено на безжалостное уничтожение.
Подтекстом позднего усадебного пейзажа становится проявление воли судьбы и чувство неумолимо текущего времени. «Это мой эпилог! Здесь мой пройденный путь», – говорил Васнецов о своей последней большой работе. Как своеобразное завещание и прощание воспринимали картину и друзья Аполлинария Васнецова. «Это его любимая, завещанная нам песня», – заметил о ней художник Михаил Нестеров.