К образу родного северного края Аполлинарий Васнецов обращался в разные периоды творчества. В коллекции Третьяковской галереи хранится небольшой живописный набросок 1916 года, посвященный Вятке, где художник часто бывал в юности. Древний русский город, имя которому дала река, был любим автором за живописность природы, тихое провинциальное очарование, старинные архитектурные ансамбли, среди которых самым значимым является Трифонов монастырь. Предположительно, вид на его храмы изобразил Васнецов. Мотив этюда незатейлив и лиричен по композиции и цветовому решению. На переднем плане темнеет в вечернем небе зеленый заросший холм, из-за его вершины поднимается белокаменный собор с золотыми главками. Яркий отблеск куполов оживляет общий темный колорит небольшого произведения.
Братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы происходили из многочисленного древнего вятского рода, почти все мужчины – его представители – были священнослужителями, в том числе и отец художников. Михаил Васильевич Васнецов, получив священнический сан, был направлен в Уржумское село Лопьял, там родились двое старших сыновей: Николай и Виктор, через шесть лет семью перевели в село Рябово вятского уезда, в новом доме родились еще четверо детей, среди которых был Аполлинарий. Оба брата – будущие мастера живописи – первоначально обучались в вятском духовном училище, прежде чем встать на путь искусства. Природа родной земли, ее первозданная красота, традиции и жизнь народа, деревянные села, провинциальные города – все это дало представление художникам о Руси и наложило отпечаток на все дальнейшее творчество. В глуши непроходимых вятских лесов зародилось стремление Аполлинария Васнецова к эпическому воплощению природы. Поселившись в Москве, братья в разные годы посещали родные края, с большой любовью и трепетом изображали скромные пейзажные мотивы Вятки и окрестностей.