Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Ахтырка
1880
Размер - 34 x 49
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-32
Передано из Дома-музея В.М. Васнецова. 1969
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В этюде изображен широкий панорамный вид подмосковной усадьбы Трубецких Ахтырка. Взгляду открываются разбегающиеся волнами дали с полями, перелесками, чуть заметной речкой Ворей, петляющими лентами песчаных дорожек. Вдалеке на тропинки нанизаны крыши деревенских домов, а на линии горизонта – силуэты храма, колокольни и фасад усадьбы в обрамлении парка. Венчает композицию ясное небо с величественным аккордом плотных белых облаков.
Аполлинарий Васнецов впервые посетил подмосковную Ахтырку летом 1880 года. Вместе с братом Виктором он поселился на даче по соседству с усадьбой Саввы Мамонтова Абрамцево. Аполлинарий становится участником абрамцевского художественного кружка. Вместе с братом участвует в литературных, рисовальных, драматических вечерах и других начинаниях содружества. Молодой художник получает возможность тесно общаться с признанными мастерами. С 1880 по 1894 год Аполлинарий почти каждое лето живет в Ахтырке и Абрамцеве. «Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом сверстники Виктора и мои сверстники», – вспоминал художник об этом периоде жизни.
Точка зрения на усадьбу напоминает широкие панорамные виды эпохи классицизма, похожие на изображение маленькой вселенной. Во всем разлито благостное ощущение любования открывающимися просторами, безмятежности и умиротворения. Гармоничный пейзаж выражает равновесие между жизнью природы и деятельностью человека.
Очарование живописных мест окрестностей Ахтырки дарило вдохновение многим художникам, побывавшим здесь в самые разные годы. Здесь на этюдах работали Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Виктор Васнецов. Ахтырке посвящены и ранние пейзажи одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского. Холмистый ландшафт подмосковной Ахтырки художники не случайно называют «русской Умбрией». Живописцев привлекает сюда и особый свет в пейзаже, облагораживающий и одухотворяющий все видимое.
Широкий охват незамкнутого пространства, взгляд с пригорка на холмистую долину, разнообразие элементов ландшафта – характерные черты русского пейзажа конца 1880 – 1890-х годов. Васнецову удалось увязать эпический настрой с глубоко личным переживанием природы. Лирическое и эпическое находятся в тонко найденном равновесии. К мотиву дороги, важному в антропологии русского народа, обращались многие художники. В поэтичной картине «Ахтырка» образ дороги к дому становится символом личной и исторической судьбы.