Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Заколоченный дом. Демьяново
1903-1917
Размер - 23,5 x 32
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-34
Передано Дирекцией художественных фондов и проектирования памятников. 1969
В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым ("Бабушкин сад", 1878) и Василием Максимовым ("Все в прошлом", 1889), развивали московские живописцы, члены "Союза русских художников": Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. В широком диапазоне усадебных сюжетов он выбирает натурный этюд, фиксирующий реальные черты усадебного пейзажа. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит в глубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Федоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, харизматичный, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики. Обживание старинной усадьбы превратилось в творческий процесс.
Серия демьяновских этюдов позволяет заглянуть в усадьбу того времени. Работы писались с натуры, по свежему впечатлению. Новой чертой усадебного пейзажа стала непременная эмоциональность, ощущение схваченного на лету впечатления. В этюде "Заколоченный дом" главными становятся память места и покинувших его людей, сожаление о скоротечности жизни. Пейзаж особым образом одухотворен, старый дом беспомощен словно живое существо. Ностальгическое настроение выражено остро и напряженно. Художник нашел пронзительное звучание оранжево-пепельных, красноватых, серых тонов. Эскизная, свободная манера, незавершенность передают ускользающие оттенки чувств. В натурных мотивах художник искал соответствие своим идеям, концепциям, переживаниям. Он усилил антропоморфные черты, которые сделали русскую усадьбу одним из характерных символов искусства Серебряного века. Этюд "Заколоченный дом" углубляет и завершает тему угасания усадьбы, характерную для рубежа веков.