Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Натурный этюд написан в окрестностях усадьбы знаменитого московского промышленника и покровителя искусств Саввы Мамонтова Абрамцево. Расцвет имения начался в середине XIX века, когда усадьбу купил Сергей Аксаков. Здесь писатель создал свои лучшие произведения. Аксаков вспоминал: «Деревня буквально обняла меня своим пространством, спокойствием и тишиной».
Позже, когда усадьбу приобрел Савва Мамонтов, Абрамцево стало настоящей Меккой для художников. В дружелюбном и артистичном мамонтовском доме гостили и подолгу работали Илья Репин, Василий Суриков, братья Васнецовы, Василий Поленов, Илья Остроухов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан и многие другие. В истории национальной пейзажной живописи Абрамцево играет роль своеобразного «русского Барбизона». Мотивы абрамцевской природы так или иначе отразились в творчестве каждого, кто останавливался в усадьбе.
С 1880 по 1894 год Аполлинарий Васнецов с братом Виктором почти каждое лето проводит в Ахтырке и Абрамцеве. Молодой художник получил возможность работать рядом с признанными мастерами. «Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом сверстники Виктора и мои сверстники», – вспоминал художник об этом периоде жизни.
Всех работавших в Абрамцеве художников привлекали камерные природные мотивы нетронутых уголков, настраивавших на интимное общение с природой. Здесь не было эффектных видов, но пейзаж обладал тем эмоциональным зарядом, который передавался художникам, постоянно наблюдавшим перемены природных состояний. По меткому выражению Елены Поленовой, в Абрамцеве художники вели «доверительные беседы с природой», которая давала им сильнейший творческий импульс.
В скромном этюде Аполлинарию Васнецову удалось передать созерцательный покой любования природой, наслаждение тишиной, естественной гармонией беззаботного дня. Чуть приглушенный, высветленный колорит, вбирая в себя тонкие оттенки зеленоватых и охристо-пепельных тонов, точно передает рассеянный свет и покой среднерусской природы.
Затаенная прелесть абрамцевской природы имеет для художника особое живописное обаяние. Неяркая зелень с пестрыми вкраплениями полевых цветов, волнообразно движущаяся вслед за пробежавшим ветром, затерянные в густой траве фигуры людей, вросшие в землю деревенские дома, невысокая стена леса на горизонте – все сливается в целостную картину счастья. Единение с природой, тихая созерцательность, неспешность, прелесть каждого момента близки и созвучны внутреннему состоянию самого художника.
Серию абрамцевских этюдов Аполлинария Васнецова можно назвать нежной романтико-идиллической поэмой о русской природе.