«В глубоком детстве, припоминаю, представление бесконечности пространства при взгляде на звездное небо меня приводило в трепет. Для моего детского ума казалась невероятной сама идея «о бесконечности» вообще и пространства, в частности». Увлечения и впечатления детства часто остаются с человеком на всю жизнь, определяя особенности его дальнейшего пути. Любовь к природе привела к тому, что Аполлинарий Васнецов стал художником-пейзажистом, однако живописное творчество не могло в полной мере удовлетворить всех его интересов. Не могло дать ему то, что давала наука.
Художник всю жизнь занимался наблюдениями за небесными явлениями, записывал и анализировал результаты своих изысканий, писал научные доклады и, наконец, стал членом-учредителем Московского общества любителей астрономии.
В 1929 году Васнецов делал доклад о своих увлечениях астрономией, в котором перечислил все знаковые небесные явления, которые ему довелось наблюдать. Упоминается там и солнечное затмение 1887 года: «За этот период среди любительских занятий астрономией считаю более значительным попытку к наблюдению полного солнечного затмения в августе 1887 года, с каковою целью я ехал из Киева на реку Вятку в с. Цепочкино к астрономическому пункту наблюдения».
Художник не успел полностью увидеть затмение из-за опоздания парохода. Но все-же зафиксировал полученные впечатления в небольшом этюде «Солнечное затмение около Вятских Полян». Работа принадлежит к числу ранних. Ее все еще отличает некоторая тусклость палитры и скованность в передаче тональных переходов. Однако главная цель – передать необычные эффекты освещения в небе и особый «сумрачный» колорит, характерный только для этого небесного явления, была успешно достигнута.
Опыт в изображении затмения 1887 года позже был активно использован художником в 1914 году, после наблюдения полного солнечного затмения в Феодосии.