В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым и Василием Максимовым, развивали московские живописцы, члены "Союза русских художников": Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Старинная русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов с семьей проводил летние месяцы с 1903 по 1917 годы. Художник неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде, стремясь создать достоверные и значимые образы усадьбы. В широком диапазоне усадебных сюжетов он выбирает натурный этюд, фиксирующий реальные черты усадебного пейзажа. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит в глубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Федоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, харизматичный, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
Серия демьяновских этюдов позволяет заглянуть в усадьбу того времени. Работы писались с натуры, по свежему впечатлению. Взгляд художника выхватывает отдельные фрагменты быта, уголки сада. Пейзаж передает особое настроение места, дня, природного состояния.
Этюд "Царский пруд. Демьяново" транслирует элегическое настроение, близкое атмосфере старинной усадьбы. "Пасмурная" цветовая гамма вносит минорные ноты. Мазок становится подвижным, динамичным, чутко улавливающим настроения автора. Пейзаж выражает состояние тревожного ожидания, смятения чувств. Таинственное лесное озеро ассоциируется с зыбким самочувствием человека.
"Сумеречный" пейзаж занимает Васнецова с 1890-х годов. В картине "Сумерки" (1889) элегические настроения воплощены в томных красках затухающего дня. В картине
"Элегия" (Третьяковская галерея, 1893) размышление о бренности человеческой жизни выражено и в сюжете, и в сумрачном состоянии природы. Элегические пейзажи Васнецова многогранны, психологичны и музыкальны. В них заключено некое иносказание, ассоциирующееся с зыбкостью жизни и волнениями эпохи.