В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым и Василием Максимовым, развивали московские живописцы, члены "Союза русских художников": Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Старинная русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов с семьей проводил летние месяцы с 1903 по 1917 годы. Художник неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит в глубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Федоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, Тимирязев, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики. Обживание старинной усадьбы превратилось в творческий процесс.
Серия демьяновских этюдов позволяет заглянуть в усадьбу того времени. Непосредственно на пленэре художник ищет баланс между этюдом и картиной, разрабатывает форму этюда-картины среднего размера. Он экспериментирует, уделяя много внимания сложной фактуре живописной поверхности, передаче игры света и тени, выявлению эмоциональной тональности пейзажного мотива.
Васнецов обычно "присматривал" этюд – намечал композицию, изучал пейзаж при разном освещении и затем работал в определенные часы. Находясь среди природы, художник был полностью захвачен созерцанием, изучением, запоминанием и анализом ее красоты. В натурных этюдах проявляются новые тенденции, усиливается декоративность, связанная с интересом к прикладному искусству.
Летние демьяновские пейзажи передают обостренное ощущение красоты природного мира. В атмосфере светозарного полдня соединяются ощущения уединенности, заброшенности, тишины рукотворных «природных интерьеров». Яркие летние дни подобны вечности, раю, сияющему, как летний день.
В эффектной работе «Царский пруд. Демьяново» завороженность тишиной, гармонией и остановившегося времени усиливается, приобретает оттенок загадочности. Идиллическая, изящно облагороженная природа предстает в ее «райской» ипостаси, когда она полностью гармонирует с природой человека.
Зачарованный мир усадьбы отсылает зрителя к истокам русского пейзажа, к идиллическим настроениям произведений Алексея Венецианова и художников его школы – Григория Сороки и Никифора Крылова.