Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Абрамцевские дали
1882-1885
Размер - 31,4 x 40,5
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-71
Передано из музея истории и реконструкции города Москвы. 1974
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Этюд «Абрамцевские дали» с его особым ощущением простора – одна из вариаций в серии бесконечных наблюдений и созерцаний бескрайних полей, рощ и лугов, пестреющих нежной россыпью цветов и трав. Линии полей и холмов идут волнами, то сгущаясь, то разрежаясь, и подводят к линии, соединяющей землю и небо. И, наконец, над землей возникает таинственный, манящий небосвод с плотными облаками, куполообразно венчающими взволнованный поэтический пейзаж.
Этюд написан в окрестностях усадьбы Абрамцево знаменитого московского промышленника и покровителя искусств Саввы Мамонтова. Расцвет имения начался в середине XIX века, когда усадьбу купил Сергей Аксаков. Здесь писатель создал свои лучшие произведения. Аксаков вспоминал: «Деревня буквально обняла меня своим пространством, спокойствием и тишиной».
Позже, когда усадьбу приобрел Савва Мамонтов, Абрамцево стало настоящей меккой для художников. В дружелюбном и артистичном мамонтовском доме гостили и подолгу работали Илья Репин, Василий Суриков, братья Васнецовы, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан и многие другие.
В истории национальной пейзажной живописи Абрамцево играет роль своеобразного «русского Барбизона». Мотивы абрамцевской природы так или иначе отразились в творчестве каждого, кто останавливался в усадьбе. С 1880 по 1894 год Аполлинарий Васнецов с братом Виктором почти каждое лето проводили в Ахтырке и Абрамцеве. Аполлинарий участвовал в литературных, рисовальных, драматических вечерах и других начинаниях содружества. Молодой художник получил возможность тесно общаться с признанными мастерами. «Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом сверстники Виктора и мои сверстники», – вспоминал Аполлинарий об этом периоде жизни.
Вдохновленный красотой «русской Умбрии», Аполлинарий Васнецов создал здесь множество пленэрных работ. В письме к другу юности художнику Николаю Хохрякову Аполлинарий говорит о своем увлечении писанием далей, полей, перелесков и утверждает, что нашел в этом свое призвание.
Широкий разворот незамкнутого пространства подчеркивает скрытую «историчность» и «святость» этих мест. Неподалеку от Абрамцева и Ахтырки расположена Троице-Сергиева лавра – важный духовный центр всей России.
Нежные «волны» абрамцевского ландшафта стали мотивом, характеризующим своеобразие русской природы. В нем художник почувствовал «музыку пейзажа», тихую мелодию родного края. Абрамцевские этюды Аполлинария Васнецова можно назвать романтико-идиллической поэмой о русской природе.