Аполлинарий Васнецов прославился как мастер монументального эпического пейзажа, но существенную часть его творческого наследия составляют небольшие работы и этюды, написанные с натуры. Художник много писал на природе, считал такую работу основой мастерства пейзажиста: «Только там, среди лесов и полей, можно почувствовать ее красоту и научиться передавать на полотне далекие горизонты, вкладывая в них ощущение пространства, времени года и дня».
Натурные этюды редко использовались при работе в мастерской. Васнецов отставлял их в сторону лицом к стене и писал свои монументальные композиции по памяти, только изредка обращаясь к этюду, чтобы уточнить цветовое соотношение. Такая особенность творческого метода привела к тому, что значительная часть интересных натурных находок не нашла своего прямого воплощения в больших картинах. В частности, это касается вятских пейзажей.
Художник родился и вырос в Вятской губернии. Став пейзажистом, он много путешествовал по разным регионам России и Европы, однако природа родных мест навсегда осталась для него одним из главных источников вдохновения. Среди работ, посвященных природе Вятского края, есть несколько интересных этюдов, отражающих характер письма и особенности колористической манеры художника.
«Закат. Шурма» был написан в 1890 году во время поездки по южным районам Вятской губернии. Переходные состояния природы – один из любимых сюжетов. Васнецова привлекала сложнейшая задача запечатлеть на холсте мимолетность, изменчивость окружающего мира. Художник не задерживается на деталях, концентрируя все свое внимание на общих очертаниях рельефа, соотношении масс и крупных цветовых пятен. Работая крупными энергичными мазками, он добивается ощущения цельности образа. Колорит в целом темный и даже мрачный, но несколько плотных мазков насыщенного желтого цвета на небе удачно оживляют картину, придавая ей особую глубину и реалистичность.