Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Гора Авунда. Гурзуф
1887
Размер - 29 x 36,5
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-81
Дар В.А. Васнецова. 1984
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Неутомимый путешественник, Аполлинарий Васнецов называл Крым одной из светлейших страниц своей жизни. Впервые художник посетил прекрасный полуостров в 1886 году. Он был поражен разнообразными по духу и стилю Крымскими ландшафтами. Васнецов поселился в небольшом имении Темис-Су в Магараче, на южном берегу. Ландшафты окрестностей легко узнать на этюдах художника.
Авунда – одна из вершин горного амфитеатра, окружающего Гурзуф. Этюд изображает каменистое предгорье и характерную остроконечную вершину горы. С севера на юг, к морю, в долине протекает речка Авунда, берущая начало в ущелье. Волнообразные гряды гор разделены лесистой долиной.
Сочетание теплых и холодных тонов создает то ощущение полуденного зноя, когда самая легкая тень кажется желанной. Мягкие очертания скал сглажены временем. Уголок крымской Яйлы предстает местом мира и покоя, гармонии и уравновешенности.
Аполлинарий Васнецов увлекался геологией. Он был убежден в предопределенности красоты, которая с неизбежностью проявляется в образовании всех природных форм. Художник видел красоту и в очертаниях вулканических скал с потоками лавы, и в древнем архейском пейзаже. В предгорье Авунды часто бывают оползни и обвалы, склоны усеяны мелкими и крупными камнями. В этюде есть доля натурализма – художник как будто всматривается в древний процесс горообразования.
Мягкая лепка гор, ясность очертаний и солнечная прозрачность воздуха придают пейзажу классичность. Художника вдохновляют "ясные как радость небеса", теплая охристо-розовая почва и нежные лиловые тени на склонах гор. Светлый колорит и эффекты пленэра создают ощущение ясности и безмятежности.
В пейзаже чувствуется влияние восточных этюдов В.Д. Поленова, показанных на 13-й выставке ТПХВ в 1885 году и приобретенных Павлом Третьяковым. Многих художников привлекала особая "поленовская" гармония солнечных красок. Поленов советовал молодым художникам изучать красочную красоту природы в библейских странах: Палестине, Сирии или в Крыму. Точные цветовые отношения, сила звучания цвета, своеобразие световоздушной среды передают восхищение художника величественным и гармоничным миром природы.