Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Вид на Эльбрус
1895
Размер - 29,1 x 57,6
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-105
Дар Ессентукской первичной организации Всероссийского общества слепых. 1986
Аполлинарий Васнецов в течение своей жизни совершил множество путешествий, как по России, так и за границу. Поездки, из которых он возвращался наполненный новыми идеями, воспитали его как чуткого, восприимчивого художника-пейзажиста. Васнецов неоднократно посещал Францию, Италию, Германию, Швейцарию и Австро-Венгрию, однако наиболее глубокий след в его творчестве оставили уголки родной страны – Урал, Крым, Украина и величественный Кавказ. «После Урала и Крыма, — вспоминал художник, — Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление — снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым заревом заката, степные предгорья, как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями».
Васнецов побывал на Кавказе в 1895 году. Во время путешествия он посетил Кисловодск и Тифлис, жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек и поднялся на Эльбрус. Этюд «Вид на Эльбрус» был исполнен во время восхождения на Малкский ледник — к подножию самой высокой вершины России. Написанный с натуры, пейзаж отразил непосредственные впечатления от увиденного. Приглушенный колорит построен на нежных оттенках охристого, серого и голубого цветов. Художник убедительно передал солнечный свет, от которого сверкают серебром вечные снега. Живописными средствами Васнецов воссоздал пространство, которое называл «душой Кавказа». В 1897 году художник, наделенный талантом рассказчика, опубликовал путевые заметки о памятном восхождении на Эльбрус.
Неприступные Кавказские горы, окруженные героико-романтическим ореолом, манили многих пейзажистов второй половины XIX века. В разные годы путешествия к подножиям заснеженных вершин предпринимали Иван Айвазовский, Лев Лагорио, Василий Верещагин, Николай Дубовской, Николай Ярошенко, Архип Куинджи и Александр Киселёв. Однако, по высокой оценке художника и критика Александра Бенуа, именно Аполлинарию Васнецову «единственному удался Кавказ, а между тем столько русских художников писали его… Все они превращали эту дивную, мрачную и грандиозную природу в какое-то розово-лиловое, кондитерское Сорренто… Кавказ Аполлинария Васнецова единственно приближается к Кавказу Лермонтова».