Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Пруд. Село Узкое
1924
Размер - 35,5 x 53
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-124
Дар В.А. Васнецова. 1986
В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов, живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!...Особенно, когда на природе и когда природа красива!» Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ Васнецов находил в городских парках среди притаившихся в зелени старинных усадеб, домов и древних церквей. В период 1920-х годов палитра художника стала особенно яркой, оптимистичной и живописной.
В дар от Всеволода Васнецова – сына художника – в 1986 году Третьяковская галерея получила прекрасный по исполнению этюд «Пруд. Село Узкое». Небольшое полотно посвящено живописному усадебному парку в южных окрестностях Москвы. Композиция произведения проста. Яркое летнее солнце освещает неподвижную гладь пруда, зеленый травянистый берег окружен густыми кронами деревьев. Гладкими мазками Васнецов изобразил ветви плакучих берез и ровные отражения в зеркале воды. Их спокойствие и плавность усиливают деревья дальнего плана, написанные резким и хаотичным движением кисти. Лаконичен и красив колорит летнего пейзажа. Художник мастерски обыгрывает драгоценными изумрудными оттенками преобладающий зеленый цвет, в дополнение к нему использует мягкие серо-жемчужные вкрапления.
Усадьба Узкое известна с XVII века, с этого времени она сменила много владельцев. Последними стали представители династии Трубецких. Архитектурный комплекс живописного имения сложился в 1780-х годах. С 1922 года главный дом стал корпусом санатория Академии наук. До наших дней в Узком сохранилось уникальное собрание живописи русских мастеров, которое пополнялось работами, подаренными представителями художественной интеллигенции. Городской дом и флигели окружены парком, который включает в себя регулярную и пейзажную часть.
Серии камерных полотен 1920-х годов особенно убедительно показывают талант художника как прекрасного колориста и мастера пейзажа.