Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Демьяново. На погосте
1917
Размер - 62 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-150
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым ("Бабушкин сад", 1878) и Василием Максимовым ("Все в прошлом", 1889), развивали московские живописцы, члены "Союза русских художников": Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит в глубь средневековья. В старину в усадьбе бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Федоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Танеев привлекал сюда интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
"Демьяново. На погосте" – один из последних пейзажей, исполненных в усадьбе Танеевых летом революционного 1917 года. Васнецов чувствовал, что ему не суждено будет вернуться в обжитое поместье. Художник изобразил "до боли знакомый" уголок парка – старое кладбище на границе с лесом, у церкви Успения Богородицы.
В этюде верно схвачено ощущение тихого умиротворенного света, которое влечет за собой множество ассоциаций. Мотив отдыха на лоне природы звучит слабым отголоском идиллической темы "золотого века". Фигурки людей несущественны, растворены в игре света и тени, пятнах краски, солнечных бликах. Человек уподоблен явлениям природы, становится одним из них.
В том, как счастливо погружается художник в мир света и цвета, чувствуется отзвук импрессионистических поисков. Этюд заставляет наслаждаться самой техникой, манерой наложения краски, свободой живописи. Стремясь выразить витальный потенциал природы, художник много нашел для себя в импрессионизме.
Васнецов писал, что импрессионисты совершенно изменили искусство, навсегда определив его дальнейший путь. «Художник стал смотреть на природу, как на явление цвета и света – нет ничего черного, глухого, мутного, мертвенного в природе – все проникнуто цветом и светом...и звездные лучи имеют цвет».
В первые десятилетия XX века пейзажный этюд становится любимым способом артистического высказывания Аполлинария Васнецова и московских живописцев, членов "Союза русских художников". Импрессионизм называли «пульсом коллективных настроений», важным в диалоге искусства со зрителем. За самыми интимными живописными мотивами стоит целостный образ природы и российской действительности.