В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым
("Бабушкин сад", 1878) и
Василием Максимовым ("Все в прошлом", 1889), развивали московские живописцы, члены "Союза русских художников": Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов с семьей проводил летние месяцы с 1903 по 1917 годы. Художник неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде, стремясь создать достоверные и значимые образы конкретной местности. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит в глубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Федоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, харизматичный, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
В этюде «Дача, где я жил» художник выразил собственное эмоциональное переживание русской усадьбы как целостного национального мира. Тема детства в усадьбе была близка и художникам, и зрителям рубежа веков. Подобно многим, в юности покинувшим деревню, Васнецов испытывал ностальгию по деревенскому детству, и это чувство сыграло роль в выборе мотива. В уголке террасы изображен сын художника Всеволод, детство которого прошло в «усадебном раю» Демьянова. Манера исполнения подчеркнуто личная, похожая на почерк, эмоциональная.
Пейзаж акцентирует наиболее привлекательные черты русской усадьбы – обаяние простого устоявшегося быта, «связь времен», связь с искусством и природным окружением.
Изображение дачного дома, террасы и ее обитателей сохранилось и в многочисленных фотографиях друзей Васнецовых: Климента Тимирязева, его сына Аркадия Климентьевича, художника Николая Хохрякова. На дачной террасе проходили обеды и чаепития, случались забавные происшествия, члены семьи общались с друзьями и родственниками. Сюда же выходили двери летней мастерской, где были развешены начатые и законченные этюды. Здесь Аполлинарий Васнецов работал в дождливые дни.
В новой этюдной манере чувствуются отзвуки импрессионистических опытов – фрагментарность, светлая тональность, цветные тени, легкий свет. Художник «перерабатывает» свою индивидуальность в связи с новыми тенденциями искусства. Тонкость живописной новизны соединилась с органичностью и безыскусностью, свойственной манере Васнецова.
В первые десятилетия XX века пейзажный этюд стал одним из любимых способов артистического высказывания Аполлинария Васнецова. Художник научился с эмоциональной точностью передавать ощущения, вызванные тем или иным мотивом. За самыми интимными сюжетами всегда стоит целостный образ природы и российской действительности.