В 1903–1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым («
Бабушкин сад», 1878) и Василием Максимовым («
Все в прошлом», 1889), развивали московские живописцы, члены «Союза русских художников» – Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит вглубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы – Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Фёдоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, харизматичный, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
Серия демьяновских этюдов позволяет заглянуть в усадьбу того времени. Работы писались с натуры, по свежему впечатлению. Центральной темой становится красота русского пейзажа на протяжении всех времен года.
Важным качеством усадеб, особенно привлекавшим художников, была связь с природным окружением. Демьяново расположено на пологом склоне Клинско-Дмитровской гряды. Нетронутая естественная природа начиналась сразу же за границами парка. На территории поместья были мрачные еловые леса, просторные поля, луга, белоствольные березовые рощи. С возвышенных мест открывались широкие дали, и всюду горизонт замыкался стеной лесов. Прогулки по окрестностям позволяли пережить связь обжитой природной среды и далеких «пассионарных» пространств, окружавших усадьбу.
В «быстрых» этюдах художник стремится закрепить особое настроение места, дня, природного состояния. В этюде «Демьяново. К вечеру в поле» точно передан мягкий предвечерний свет, тающие краски полей и неба. Художник обогатил свою живопись чувствительностью к меняющимся краскам, изменчивости освещения, подвижности воздуха. Естественная гармония летнего вечера по-своему символизирует усадебную жизнь.
В первые десятилетия XX века пейзажный этюд стал любимым способом артистического высказывания Аполлинария Васнецова и живописцев «Союза русских художников». Васнецов научился с эмоциональной точностью передавать сложные ощущения, вызванные тем или иным мотивом. За самыми непритязательными сюжетами всегда стоит целостный образ природы и российской действительности.