Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Крым. Прибой у скалы Дивы
1906
Размер - 32 x 40
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-167
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Этюд написан в уютном поселке Симеиз на Южном берегу Крыма, где семья Васнецовых отдыхала летом 1906 года. Художника привлек контраст сумрачных неподвижных скал и изменчивого моря в час прибоя. В эту поездку Аполлинарий Васнецов хотел показать море и горы пятилетнему сыну. Всеволод Васнецов, впоследствии известный океанолог, в Симеизе впервые познакомился с морской стихией и сделал первые макеты кораблей.
Время, свободное от занятий живописью, Аполлинарий Васнецов всегда посвящал историческому обследованию местности. В Симеизе он изучил скалу Панея с остатками древней крепости. Поднимался на господствующий над окрестностью массив скалы Кошка, с площадкой, окруженной стеной циклопической кладки. Художник предположил, что это древний акрополь. Кошка головокружительным утесом обрывается в Лименский хаос – нагромождение камней, замыкающееся со стороны моря утесом Лебедь. С вершины гребня, как на ладони, виден весь поселок. Васнецов зарисовал многочисленные остатки дольменоподобных погребений, приписываемых таврам. Было обследовано и древнее Симеизское кладбище, откуда легкий подъем ведет к горным пастбищам Яйлы. Неподалеку находится Мердвень – знаменитая лестница гигантов, служившая древней дорогой с крымского побережья в Байдарскую долину.
В Симеизе художник подолгу любовался поразительными образами моря и облаков со скалы Дива: "Я могу назвать виденную картину "облачной музыкой", "оперой", "поэмой", но только "не просто" вечерними облаками. В неустанном движении громоздились одни на другие огромные клубы облаков. Все меняло формы, окрашенные то оранжевым, то золотистым, фиолетовым, опаловым и синим цветами, и в сочетании с темными неподвижными скалами производило неотразимое впечатление", – писал он в 1911 году. Чтение Овидия, обаятельная красота этих мест пробудили в воображении художника образ уснувшей жизни городка, "бывшего здесь на заре человечества".
По возвращении в Москву Васнецов заканчивал летние этюды, написанные в Симеизе – "Утесы Дивы и море", "Прибой у скалы Дивы", "Кипарисы", "Тавро-скифские могилы в Лименах", "Лименский хаос", "Сумерки в Крыму. Новый Симеиз".