Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Облака и золотые купола. Симонов монастырь
1920-е
Размер - 79 x 62
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-121
Дар В.А. Васнецова. 1986
В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов – живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений 1920-х годов. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!... Особенно, когда на природе и когда природа красива!». Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ художник находил в городских парках, среди притаившихся в зелени старинных домов, усадеб и древних монастырей. Многие из них будут утрачены к началу 1930-х годов.
Тема русских обителей была любима многими современниками Аполлинария Васнецова. Красотой их суровой архитектуры любовались Алексей Саврасов в картине «Новодевичий монастырь» 1890 года, Николай Рерих в суздальских этюдах 1903 года и многие другие. Стремясь уловить очарование исчезающей Москвы, Васнецов выбирал необычные композиционные решения и красивые виды. Особым оптимизмом и звонкостью цвета выделяется небольшое полотно «Облака и золотые купола. Симонов монастырь».
Древняя твердыня в начале своей истории была самым грозным сторожевым укреплением на пути к столице, об этом свидетельствуют мощные каменные башни на высоком берегу Москвы-реки. Обитель была основана в XIV веке, долгое время была одной из самых крупных и богатых, в XVI-XVII веках входила в пояс укреплений, которые защищали южные подступы к городу. Монастырь не раз разоряли и упраздняли. В 1771 году по приказу Екатерины II его преобразовали в изолятор для зараженных чумой, в 1795 восстановили вновь. После Октябрьской революции монастырские ценности передали Оружейной палате, в 1923 году саму обитель закрыли. Через семь лет уникальный памятник архитектуры был взорван, навсегда исчезли Успенский собор, колокольня и многое другое. Чудом уцелели лишь южная стена, несколько башен, трапезная и пятиэтажная хозяйственная постройка.
Словно предчувствуя скорое разрушение архитектурного памятника, художник запечатлел утраченный храм с высокой звонницей и трапезную палату – все наполнено торжеством жизни и красок. Тени живописно играют на каменных стенах, в золоте куполов отражается синева неба и звонкая зелень деревьев. Интересно композиционное построение этюда. Центральной осью пространства картины стала высокая звонница, ниже рядом с ней расположился монолит пятиглавого собора. Необычной деталью стала приближенная к зрителю трапезная, слегка укрытая тенью.
Работы последних лет жизни Аполлинария Васнецова переданы в коллекцию Третьяковской галереи его сыном Всеволодом. Серии камерных полотен 1920-х годов особенно убедительно показывают талант художника как прекрасного колориста и мастера архитектурного пейзажа.