Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Кремль при Иоанне III
1922
Размер - 24,6 x 33,2
Техника - цветная автолитография
Инвентарный номер - МКВ ГР-149
Дар В.А. Васнецова. 1960
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году Аполлинарий Васнецов выпустил в издательстве "Берендеи" серию автолитографий "Древняя Москва". В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы – организации, где самоотверженно работали архитекторы, художники, музыканты, общественные деятели, старожилы города.
Альбом объединил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921-й год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Издание представило панораму столицы, ее быта и достопримечательностей на протяжении нескольких веков.
Каждому из исторических пейзажей предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов. Он изучал планы и гравюры, рисунки миниатюристов Оружейной палаты, иконы с изображением Москвы, описания современников.
Кремль интересовал художника как результат многовекового народного творчества. Основным этапам развития Кремля посвящен ряд работ: "Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля" (1903), "Кремль при Иване Калите" (1913), "Московский Кремль при Иване III" (1921).
"Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории", – писал Васнецов. Каждую эпоху художник стремился показать во всей ее сложности.
В литографии изображен вероятный вид Кремля Ивана III. Национальные русские особенности соединились в его облике с итальянско-византийскими чертами. Художник сосредоточил внимание на завершающей стадии масштабной перестройки Кремля в первое десятилетие XVI века.
Широкий панорамный вид передает монументальность и величие центра столицы. Город показан с юго-востока, с набережной Москвы-реки ниже современного Москворецкого моста. На холме отстроены Набережная палата, Благовещенский собор и казнохранилище. Строится Архангельский собор и колокольня Ивана Великого. За ними можно различить верх Грановитой палаты и главы Успенского собора. Москворецкий мост изображен плавучим, составленным из соединенных между собой плотов. На берегу расположилась пристань для судов, идущих с Волги и Оки, и амбары для склада товаров.
Точка зрения с высоты птичьего полета акцентирует панорамный охват пространства и задает масштаб исторического времени. На город надвигается грозовая тень, облака, меняющие цвет и очертания, вносят романтичный оттенок беспокойства и борьбы.
Васнецова интересует сочетание природного и культурно обусловленного. Художник находит точку равновесия между человеком и окружающей средой.
Древние памятники Кремля, изображенные в процессе строительства, становятся метафорой торжества культуры над временем. Работа, иллюстрирующая важнейший этап истории Москвы, до сих пор остается одним из лучших произведений о Кремле.