В коллекции Третьяковской галереи хранятся редкие ранние рисунки пейзажиста и исследователя древней Москвы Аполлинария Васнецова. Среди них наиболее необычной для творческой манеры мастера является работа «Идеальная деревня будущего» 1876 года. Под изображением оставлена авторская надпись: «Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, не тебе. Железная дорога. Некрасов».
В 1870-е годы формируются не только художественные, но и общественные взгляды Васнецова. Переживания за будущее народа и мечты о лучшей судьбе для него выразились в небольшом карандашном рисунке. Художник графически точно изобразил деревенские дома с большими окнами, просторное здание для сельской школы, широкую чистую улицу, по краям которой посажены аккуратные деревья. В «идеальном мире» царит гармония и порядок. В сюжете нет художественной обобщенности и явного композиционного центра, можно предположить, что автор намеренно не ставил перед собой таких задач.Появление рисунка «Идеальная деревня будущего» было не случайным. В 1875 году Аполлинарий Васнецов вернулся из Санкт-Петербурга на родину, в Вятку, для получения диплома за курс реального училища, это было необходимо для поступления в Императорскую Академию художеств. Вскоре будущий пейзажист сблизился со своими сверстниками – приверженцами народнических идей, и решил порвать с художественным поприщем, посвятив себя общественной и педагогической деятельности. В 1877 году Васнецов сдал экзамены на звание народного учителя и получил место в сельской школе села Быстрица Вятской губернии. Уже через год его постигло разочарование в идеалах народников, так как пропасть между пропагандистами движения и крестьянами была велика. Осенью 1878 года юный Аполлинарий вернулся к брату Виктору в Москву, по этому поводу в автобиографии художник отметил: «На этот раз корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатка: любовь к Родине, к народу не сгорела». Патриотические идеи будут неотъемлемо присутствовать в творчестве автора на протяжении всей жизни.