Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Воскресенский крытый мост. Москва
1921
Размер - 48,7 x 55,8
Материал - бумага
Техника - акварель, уголь
Инвентарный номер - МКВ ГР-329
Приобретено у Г.С. Юдиной. 1995
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Акварель посвящена воссозданию исторического облика Москвы. Художник изобразил несохранившуюся достопримечательность XVII века – Воскресенский мост через реку Неглинную. Мост подходил к одноименным воротам Китай-города – Воскресенским или Иверским. Анализируя древние планы и рисунки, Васнецов достоверно воссоздал конкретный вид древней столицы.
Статья 1921 года "Воскресенский мост и прилегавшая к нему местность в XVII веке" стала авторским комментарием к работе. Васнецов выступил с докладом на эту тему на заседании Комиссии по изучению старой Москвы с показом чертежей, гравюр и трех акварелей.
Художник обладал особым даром предвидения и часто предугадывал, где могут быть найдены остатки древних строений. Так подтвердилось и высказанное в статье предположение, что части Воскресенского моста, засыпанные при нивелировке местности в начале XIX века, могут быть найдены археологами. Опоры моста были обнаружены во время раскопок 1993 - 1996 годов и составляют сейчас основу экспозиции подземного Музея археологии Москвы.
Как на всех старинных планах, мост изображен с высокими аркадами, которые позволяли москвичам любоваться видами города. С моста открывалась прекрасная панорама – вид на Кремль, пруды и Троицкий мост с одной стороны и на стены Китай-города и Пушечно-литейный двор с другой.
Несомненную ценность для изучения истории города представляет описание автором местности, прилегавшей к Воскресенскому мосту. Через мост проходила важная магистраль, связывавшая Белый город с Китай-городом и Замоскворечьем. Возле моста начинался главный рынок съестных припасов – "чрево" старой Москвы, впоследствии Охотный ряд. Торговля пряниками шла и на самом мосту. Художник изобразил часовню на столбах – в ночное время мосты становились опасными. На пруду находились живорыбные садки, у мостовых арок царские мельницы. Возле моста по направлению к современной Тверской улице видна деревянная церковь Моисеевского монастыря.
Изучив местность по старинным планам, художник живо представил мирную картину летнего вечера – живописный мост, окруженный водой, стены и башни, отраженные в зеркале прудов, шум мельничного колеса, неспешный ритм старинного города.
Своей оригинальной архитектурой Воскресенский мост неизменно привлекал внимание Васнецова. Воссозданию его облика художник посвятил ряд произведений: "На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века"(1900), "Воскресенский мост. Конец XVII столетия" (1913), "Воскресенский мост в XVI веке" (1917), "Воскресенский мост в XVII веке" (1921), "Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке ( 1926) и другие.